Инфляция как экономический процесс. Понятие, причины и виды инфляции. Способы борьбы с инфляцией

Инфляция один из основных атрибутов любой современной экономики, независимо от степени ее цивилизованности. В наиболее развитых странах она колеблется от 1-1,5% до 4,5-5%, в развивающихся и кризисных экономиках может достигать десятков тысяч процентов в год (например, в России в 1992 г. – 2500%).

Под инфляцией понимают переполнение каналов денежного обращения излишней (относительно товарной) денежной массы, сопровождаемое ростом цен на товары и услуги, что ведет к падению покупательной способности денег.

В макроэкономическом плане причины инфляции могут быть разделены на два глобальных блока: монетарные и немонетарные, что вытекает из уравнения Фишера, показывающего соотношение денежной и товарной массы в экономике: MV=PQ, где

М – количество денег в экономической системе,
V – скорость обращения денег (число оборотов в год одноименной денежной единицы),
Р – средневзвешенный уровень цен готовых товаров и услуг,
Q – объем национального продукта, взятый в реальном исчислении.

Из уравнения Фишера видно, что превышение денежной массы над товарной может объясняться либо более высокими темпами роста денежной массы (MV) - (монетарными причинами), либо сокращением товарной массы (PQ) - (немонетарными причинами).

Монетарные и немонетарные причины инфляции

К монетарным причинам инфляции относятся:

1. Широкомасштабная эмиссия денег, проводимая Центральным банком (ЦБ) без должной привязки к росту товарной массы. Причинами такого шага может быть стремление покрыть бюджетный дефицит.
2. Безналичная кредитная эмиссия (кредитная экспансия), проводимая банковским сектором экономики. В том случае, когда количество расчетных инструментов растет быстрее товарного наполнения рынка, создается ситуация перекредитования экономики.
3. Политика валютного курса, проводимая ЦБ, который, регулируя валютный ранок, оказывает либо сдерживающее, либо поощряющее воздействие на инфляционные процессы в национальной экономике, что зависит от решаемых задач.
4. Изменение уровня процентных ставок в банковской системе. Ввиду широкого участия кредита в торговых и производственных сделках развитых стран, его удорожание приводит как к росту цены товара (заемщик включает в себестоимость процентные издержки), так и к сокращению сбыта товара, что снижает товарную массу.

К немонетным причинам инфляции относятся:

1. Наличие значительных непроизводительных расходов у государства (в первую очередь - военных), которые невозможно использовать в реальном товарном обращении.
2. Неразвитость рынков применения денег. Когда сфера применения денег ограничивается только потребительскими товарами и услугами, все денежное давление сосредоточено только в названных частях товарного обеспечения, усиливая инфляционные колебания. Чем шире спектр применения денег, тем стабильнее денежное обращение.
3. Низкий уровень развития и дисбаланс структуры национального производственного комплекса (например, в СССР).
4. Низкая производительность труда, определяющая структуру себестоимости товаров и услуг и, в конечном счете, уровень цен на них.
5. Недостаточный уровень образования населения. В условиях глобализации мировой экономики, всеобщей компьютеризации образовательный уровень определяет задействованность граждан в производственном процессе. Высокий уровень образования позволяет развивать высокотехнологические отрасли экономики, доля материальных затрат в которых незначительна, а интеллектуальная составляющая велика.

Причины появления инфляции спроса и инфляции издержек

Кроме выше названных существуют еще два вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Назовем причины их появления.

Причиной инфляции спроса является преобладание платежеспособного спроса над реальным товарным предложением в рамках национальной экономической системы. Причины этого:

1. Несбалансированная политика ЦБ, выпустившего в обращение излишнюю денежную массу или не предотвратившего излишнюю кредитную активность банковской системы (актуальна для стран с рыночной экономикой).
2. Низкая эффективность работы национального товаропроизводителя (преобладает в странах с командно-административной экономикой).

Воздействие инфляции спроса на экономику является однозначно негативным, она может вызывать сокращение производства, падение инвестиционной активности населения, перетекание капитала из сферы производства в сферу обращения, ослабление позиций национальной денежной единицы на валютном рынке и т.д.

Инфляция издержек возникает ввиду роста издержек производства или реализации товаров у участников товарообменных операций, что приводит к росту цен. Причины этого:

1. Социальная причина (распространена в экономически развитых странах) связана с борьбой профсоюзов за права и социальные гарантии наемных рабочих. В результате работодатели, увеличивая продолжительность отпуска, уровень минимальной оплаты труда и др., увеличивают издержки, включая их в цену товара.
2. Налоговая причина связана с ужесточением налогового режима в стране, что увеличивает налоговую нагрузку на конкретных товаропроизводителей.
3. Структурная причина состоит из:
а) уровень монополизации национального производства, так как повышение цен или тарифов любым из монополистов приводит к росту издержек у предпринимателей, так или иначе связанных с монополистами, а значит - к росту цен. Особенно значимо это для российской экономики, где монополистами являются целые отрасли: железнодорожный транспорт, электроэнергетика, обеспечение газом и т. д.
б) степень привязки национального рынка к мировому. В условиях глобализации и взаимопроникновения национальных экономик падение курса национальной денежной единицы может вызвать инфляцию в связи с удорожанием импортных товаров, комплектующих деталей, используемых местными товаропроизводителями, а также увеличением нагрузки на бюджет, обслуживающий внешний долг государства.
в) степень доверия населения к государству, финансовому рынку и национальной валюте. Отсутствие доверия вызывает отток денег из орудий накопления, а значит, удорожание кредитов, низкую капитализацию отечественных компаний, ускорение оборачиваемости национальной валюты. Все это ведет к повышению цен.

Способы борьбы с инфляцией. Инфляционное таргетирование экономики

Воздействие инфляции издержек на экономику не является однозначно негативным. Удерживаемая на уровне до 1,5% годовых, она стимулирует национальное производство. В данном случае имеет место двойной характер инфляции: с одной стороны - обесценивает фиксированные доходы граждан (пенсии, зарплату бюджетников), с другой – создается дополнительная денежная масса, которая, попадая на рынок, формирует дополнительный сбыт товаров.

Способы борьбы с инфляцией также можно разделить на монетарные и немонетарные. Их выбор зависит от причин, вызвавших инфляцию. Перечислим основные способы борьбы с инфляцией.

1. Подавление инфляционных ожиданий в обществе с одновременным стимулированием сбережений. Так, например, размещение средств, находящихся у российских граждан с низким доверием российской экономике, позволило бы существенно увеличить кредитные возможности отечественных банков. Кроме того необходимо государственное стимулирование практики долгосрочного страхования жизни и здоровья, имущества граждан России.
2. Достижение сбалансированности бюджетных доходов и расходов. Бюджетный дефицит является не единственной причиной инфляции, связанной с бюджетом. Федеральный бюджет России с 2000 г. по 2009 г. сводился без дефицита , но происходило это за счет перераспределения бюджетных доходов между федеральным и территориальными бюджетами в пользу федерального, приводившего к недофинансированию территорий и сокращению программ развития.
3. Увеличение товарной массы, имеющее большое значение для укрепления национальной валюты. Способы стимулирования отечественных товаропроизводителей государством: финансирование высокоэффективных технологий и научных разработок, формирующих наукоемкие технологии, способные изменить сырьевую структуру отечественного экспорта; привлечение иностранных инвестиций; проведение льготной, предсказуемой, обоснованной налоговой политики.
4. Широкое, но обоснованное применение административных ограничений, используемых во всех странах современного мира. Его особенность – он тем действенней, чем нестабильнее экономическая ситуация.
5. Укрепление национальной валюты через проведение денежных реформ.

Необходимо отметить, что для развитых экономик основной задачей является не подавление инфляции, а разумное управление ею через стратегию инфляционного таргетирования.

Таргетирование – экономическая, налоговая и денежно-кредитная политика государства по целевому управлению основными хозяйственными показателями на среднесрочную перспективу. Решающую роль в этом процессе играет Центральный банк, который устанавливает плановый уровень инфляции и использует для его достижения все возможные рычаги воздействия на экономику.

Реализация политики инфляционного таргетирования требует обязательного соблюдения следующих условий:

  • реальная независимость Центрального банка в проведении заявленной политики;
  • утверждение безусловного приоритета этой политики над иными программами правительства и Центрального банка;
  • разработка и утверждение методологии прогнозирования инфляции в увязке с намеченным уровнем ее достижения;
  • выявление периода, по истечение которого начинается реальное воздействие на уровень инфляции каждого конкретного инструмента денежно-кредитного регулирования, а также конкретного набора данных инструментов;
  • признание и одобрение обществом поставленных целевых ориентиров.

Другие статьи по данной теме:



Бюджет и бюджетная система РФ
Деньги. Кредит. Банки
Организация деятельности коммерческого банка
Рынок ценных бумаг
Теория рисков
Финансы




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна