Конъюнктура товарного рынка. Задачи и этапы конъюнктурных исследований

Изучение конъюнктуры товарного рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности любого предприятия. Это объясняется тем, что в современном, быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, важнейшим условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения спроса и предложения товара.

Осуществляя конъюнктурные исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен.

Конъюнктура товарного рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или ограниченный период времени.

Данная экономическая категория характеризуется рядом качественных и количественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Основными индикаторами конъюнктуры товарного рынка являются следующие показатели:

  • масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
  • степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
  • тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);
  • динамика рынка - (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
  • степень деловой активности - (объем хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем и динамика сделок и т.д.);
  • уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве (в экономическом пространстве - это экономические показатели);
  • уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть на рынке фиаско);
  • сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
  • цикличность рынка (положение рынка в определенной точке экономического цикла или сезонного цикла);
  • средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

Конъюнктурные исследования - задачи, этапы, цели

Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные службы, которые выделяют следующие основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:[3]

  • сбор и обработка конъюнктурной информации;
  • интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации;
  • характеристика масштаба (объема) рынка;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;
  • оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
  • оценка и анализ региональных различий рынка;
  • оценка и анализ деловой активности;
  • оценка коммерческого (рыночного) риска;
  • характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.

Эти задачи ориентированы на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и в разрезе отдельных его элементов и составных частей. Можно выделить два уровня реализации этих задач.

На первом (оценочном) уровне осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий уровень анализа, имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры, выводов о перспективности развития рынка, с позиций маркетинга фирм.

Проведение конъюнктурных исследований на предприятии может включать следующие этапы:[1]

  1. Определение целей и направлений конъюнктурных исследований.
  2. Отбор источников получения информации.
  3. Сбор информации.
  4. Анализ информации.
  5. Составление обзора конъюнктуры.
  6. Прогнозные оценки конъюнктуры.
  7. Отчет о результатах.
  8. Использование результатов.

Конечно же, каждое предприятие, осознав необходимость проведения конъюнктурных исследований, определяет для себя их цели и направления, те проблемы, решение которых могут быть определены результатами исследования.

Перечень решаемых проблем и задач может быть самым разным, например:

  • объективная оценка деятельности предприятия на данном товарном рынке;
  • отслеживание изменений во внешней среде и формирование стратегии маркетинга;
  • поддержка принятия управленческих решений;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • снижение рисков и неопределенности;
  • выработка экспортной стратегии;
  • повышение эффективности деятельности предприятия и т.д.

Необходимо отметить, что на современном этапе развития экономики объективно создалась потребность в новых подходах к сбору, обработке, анализу экономической информации о быстро меняющихся во времени сложных объектах исследования.

В мировой практике такие подходы реализуются посредством мониторинга, а значит конъюнктурные исследования товарных рынков на промышленных предприятиях должны быть систематическими, регулярными, функциональными и организационно оформленными.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков. Маркетинг в России и за рубежом №5 / 2003.;
  2. Маркетинг. Конспект лекций. Михалева Е.П. М.: Юрайт-Издат, 2010. 224 с.;
  3. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Беляевского. — М: Финансы и статистика, 1995.;
  4. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» - режим доступа: http://www.mavriz.ru;
  5. Сайт исследовательской компании Май Маrкет - режим доступа: http://www.my-market.ru



Аудит и контроллинг персонала
Логистика
Маркетинг
Менеджмент


2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна