Понятие и виды адаптации персонала предприятия

Как известно, основная цель любой коммерческой организации - это получение максимально возможной прибыли. Эта задача может решаться двумя путями - либо путем максимизации прибыли, либо путем минимизации издержек предприятия.

Служба управления персоналом относится к числу подразделений, которые самостоятельно прибыли не приносят. Она участвует в прибыли путем уменьшения издержек за счет оптимизации бизнес-процессов в организации.

Один из важнейших бизнес-процессов, которые призвана оптимизировать служба управления персоналом - это процесс скорейшей мобилизации вновь принятого сотрудника.

Переход из организации в организацию, приспособление к новым условиям работы, овладение дополнительными навыками всегда является мощным стрессом для сотрудника. Наличие четко регламентированной процедуры адаптации делает первые месяцы работы нового сотрудника «прозрачными» и снижает риск ухода такого сотрудника из организации.

Помощь в данном процессе опытных сотрудников с высокой квалификацией, ориентированных на личностный рост, способствует максимальной эффективности такой процедуры.

Термин «адаптация» происходит от латинского adaptation – приспособление. Его не только широко применяют в различных областях науки, но и внутри каждой отрасли разные авторы дают свою трактовку этого понятия.

В литературе по менеджменту и управлению персоналом можно встретить следующие определения:

  • Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.[4]
  • Адаптация – процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях.[2]
  • Адаптация – процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходит интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды. [3]

Как видим определения эти во многом согласуются, но отличаются «широтой» и объектом рассматриваемого понятия. Обобщая высказывания различных авторов можно предложить следующую классификацию адаптации:

Таблица - Классификация адаптации по различным признакам
Признак классификации Виды адаптации
По отношениям субъект-объект - адаптация сотрудника, попадающего в новый коллектив;
- адаптация трудового коллектива к новым условиям работы и появлению новых сотрудников (пример – смена руководства).
По уровню - первичная – адаптация молодого специалиста;
- вторичная – при последующей смене работы.
По изменению социального статуса - адаптация работника к новой должности;
- адаптация работника к понижению в должности;
- адаптация после увольнения.
По факторам - организационная;
- социально-психологическая;
- профессиональная.

Рассмотрим более подробно методы эффективной адаптации нового сотрудника и роль службы по работе с персоналом в этом бизнес-процессе.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Адаптация сотрудника в организации: методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом» / сост. Ю. Н. Лачугина. – Ульяновск : УлГТУ, 2009.;
  2. Плешин И.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие. Спб, 1995.;
  3. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. С.233.;
  4. Информационный сайт «Управление персоналом» - 100% практика – режим доступа: http:www.hr100.ru .



Аудит и контроллинг персонала
Логистика
Маркетинг
Менеджмент


2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна