Международный кредит. Участники международных кредитных сделок. Россия на международном ссудном рынке

Международный кредит – это кредит, предоставляемый одними странами (в лице Министерства финансов), их банками, юридическими и физическими лицами другим странам, их банкам, юридическим и физическим лицам на условиях срочности, возвратности и платности. Эта форма кредита необходима для обслуживания движения ссудного капитала между странами.

В зависимости от состава и целей заключаемых кредитных сделок международные кредиты делятся на следующие группы:

  • международные политические и межправительственные кредиты;
  • межгосударственные кредиты на коммерческой основе;
  • международные фирменные кредиты.

Участниками политических и межправительственных кредитных сделок являются официальные институты, отражающие финансовые аспекты деятельности государств или международные межправительственные организации (правительство в лице Минфина, Центральный банк, МВФ, МБРР, Парижский клуб кредиторов). Отличительная черта этих кредитов – скрытый характер получения прибыли кредитором.

Основной целью для кредитора является расширение рынка сбыта собственных товаров и принуждение стран-кредиторов к принятию политических условий, укрепляющих экономическое и геополитическое положение кредитора в мире.

Заемщик привлекает такие кредиты в случае собственной экономической или политической слабости. Непосредственной целью привлечения такого кредита может быть:

  • покрытие товарного голода вследствие негативных природных или макроэкономических условий;
  • решение задач по повышению безопасности и обороне государства;
  • невозможность обслуживания внешних долгов и иных обязательств государства;
  • наличие дефицита платежного баланса страны и др.

К межгосударственным кредитам на коммерческой основе относятся кредитные сделки, при которых заемщиком выступает правительство какой-либо страны, а кредитором – негосударственная компания или организация из другой страны (банки, крупные промышленные корпорации и др.). Целью кредитования здесь является расширение сбыта собственной продукции компанией-кредитором, расширение территории экономического влияния, получение прибыли через назначенные проценты.

Широкое распространение частного банковского кредитования правительств других стран привело к объединению кредиторов в Лондонский клуб кредиторов для проведения согласованной политики с целью взыскания кредитов и процентов по ним.

Международные фирменные кредиты - самая широкая группа международных кредитов. В этой группе ссудных сделок принимают участие банки, товаропроизводители различных отраслей экономики, государство. Роль государства здесь заключается во всемерном поощрении и расширении экспортно-импортных операций.

Россия как участник международных кредитных сделок

Международное кредитование развивается с тех пор, когда начинались торговые отношения между предпринимателями разных стран. Россия стала активным участником таких кредитов только в период царствования Александра III (1881-1894), который поощрял развитие крупной индустрии и санкционировал приток международного капитала в страну, в том числе и в виде кредитов. Уже в 1914 г. при Николае II Российская империя была крупным заемщиком на мировом рынке, имевшим хорошую репутацию и вовремя выполнявшим свои обязательства.

Последовавшие затем мировая и гражданская войны привели к развалу национальной экономики и смене общественного строя. Правительство большевиков отказалось от погашения огромных долгов царского и временного правительства.

В период между мировыми войнами Советский Союз практически не участвовал в международных кредитных сделках. И только во время Второй мировой войны наша страна приняла участие в крупнейшем международном кредитном проекте Ленд-лиз, реализованном США в 1941-1945 гг. Ленд-лиз (давать взаймы, сдавать в аренду) – система материальной поддержки стран-союзниц США по антигитлеровской коалиции (всего 42 страны). Доля военных кредитов до сих пор входит в состав внешнего долга России.

Рост советской экономики в послевоенный период позволил реализовать Советскому Союзу множество кредитных проектов, направленных на расширение собственного экспорта в страны «третьего мира». Их характерная черта – льготные условия и политический характер. В результате к моменту образования Российской Федерации, выступившей правопреемницей бывшего СССР, сложилась группа из 15 стран - неплатежеспособных должников на долю которых приходилось 80% общей суммы долгов, образованных 51 государством. На 1.01.1996 г. сумма задолженности по старым советским контрактам составляла 159 млрд. долл.

В последнее время сформировалась новая группа стран, получающих кредиты у России – страны СНГ. Их задолженность к 2001 г. составила 5 млрд. долл.

Широкое привлечение финансовых ресурсов сначала СССР, затем Российской Федерацией началось во второй половине 80х годов. К 1991 г. общий объем займов увеличился в 3 раза. К 2000 г. Россия занимала 5е место по величине внешнего долга (после США, Германии, Бразилии и Мексики).

Величина государственного внешнего долга Российской Федерации последних лет:

- на 1 января 2004 г. – 185,7 млрд. долл. США;
- на 1 января 2006 г. – 258,5 млрд. долл. США;
- на 1 января 2010 г. – 37,6 млрд. долл. США;
- на 1 января 2012 г. – 35,8 млрд. долл. США;
- на 1 января 2013 г. – 50,8 млрд. долл. США;
- на 1 января 2014 г. – 61,7 млрд. долл. США;
- на 1 января 2015 г. – 54,4 млрд. долл. США;
- на 1 января 2016 г. – 50,0 млрд. долл. США;
- на 1 января 2017 г. – 51,2 млрд. долл. США;
- на 1 января 2018 г. – 49,8 млрд. долл. США;
- на 1 января 2019 г. – 49,2 млрд. долл. США.

Другие статьи по данной теме:



Бюджет и бюджетная система РФ
Деньги. Кредит. Банки
Организация деятельности коммерческого банка
Рынок ценных бумаг
Теория рисков
Финансы






2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна