Макроэкономическое регулирование национальной экономики

Как известно, экономику, в соответствии с масштабом рассматриваемых процессов, разделяют на четыре уровня: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика и мировая (глобальная) экономики.

Рассматривая экономику на макроуровне, как систему экономических отношений и производительных сил, структуру воспроизводства в масштабах страны, можно сказать, что важнейшей проблемой во все времена являлась проблема воздействия государства на экономическую деятельность.

Данный вопрос и в настоящее время является спорным, дискуссионным. Тем не менее, практика экономического развития различных стран мира, показывает, что воздействие государства на национальную экономику, в конечном счете, сводится:

  • либо к минимизации влияния государства на национальную экономику в соответствии с принципом «невидимой руки рынка» Адама Смита, отвергающей активное вмешательство государства в экономику;
  • либо на усиление влияния государства на экономические процессы, в соответствии с идеями Джона Кейнса о необходимости государственного регулирования.

Сегодня необходимость выполнения государством определенных функций в экономике, не подвергается сомнению. Она обусловлена не только провалами рынка, но и усложнением социально-экономических процессов, повышением ответственности государства перед обществом.

Макроэкономическое регулирование национальной экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне, отстаивания государственных и общественных интересов или предотвращения неблагоприятных явлений.

В централизованной экономике регулирование осуществляется преимущественно с помощью директивных, распорядительных методов, в рыночной экономике – путем использования, в основном, рыночных регуляторов, настройки рыночных механизмов.

С точки зрения выполняемых функций государственное воздействие на национальную экономику включает в себя:

  • законотворчество – разработку и принятие правовых норм хозяйственной деятельности;
  • администрирование – создание и прекращение деятельности субъектов хозяйствования;
  • информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и о возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов и индикативных планов как страны в целом, так и отдельных ее территориальных образований;
  • регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях;
  • контроль текущей деятельности предприятий в целях предотвращения нарушений существующего законодательства.

Набор механизмов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

1) Экономическое прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

2) Программирование экономического развития – разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, межотраслевых комплексов и т.д.). Программы экономического развития – основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рынка.

3) Бюджетирование экономического развития, которое представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на экономику. Государственный бюджет - основной документ реального управления экономическим развитием страны.

4) Индикативное планирование – многоэтапный процесс, включающий в себя разработку плана развития национальной экономики, имеющего рекомендательный характер; доведение до хозяйствующих субъектов его показателей; контроль за выполнением плановых показателей; стимулирование агентов производства, побуждение их к следованию наметкам индикативного плана.

Если говорить о формах и методах государственного регулирования, то различают две основные формы государственного вмешательства в национальную экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Итак, современная экономика предполагает активное участие в ней государства, как субъекта рыночных отношений, как регулирующего и управляющего органа. Главной целью государственного регулирования национальной экономики является повышение эффективности использования производственного потенциала страны.

В разных странах по-разному реализуется государственное вмешательство в экономические процессы, но общая тенденция такова, что со временем роль государства в экономике становится все более сложной и требует от руководящих органов все большей квалификации.

В настоящее время о государственном влиянии на экономику следует говорить не в количественных оценках («больше» или «меньше»), а с точки зрения эффективности этого влияния.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Аселкан З.И. Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009;
  2. Государственное регулирование рыночной экономики Под ред. В.И. Кушлина: Учебник - М., Изд-во РАГС, 2005;
  3. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005;
  4. Экономическая теория: учебник: в 2 ч. / науч. ред. В. В. Ильяшенко, А. Ю. Коковихин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна