Проблемы и перспективы дифференциации оплаты труда в современной России

Реформа экономических отношений, происходящая в России на протяжении последних десятилетий, затронула все аспекты социально-трудовых отношений, в том числе и вопросы дифференциации заработной платы различных групп работников.

Заработная плата работников формируется под воздействием различных условий: стоимости жизни, различий в рабочих местах, неравных способностей работников, институциональных и географических ограничений мобильности, дискриминации и др. Однако, соотношение между этими факторами в административно-командной и рыночной экономике принципиально различно.

В рыночных условиях заработная плата работника определяется его предельной производительностью, повысить которую работник может посредством приобретения знаний, умений, навыков и др. В экономически развитых странах роль человеческого капитала как фактора дифференциации заработной платы является одним из важнейших направлений экономико-трудовых исследований.

В административно-командной экономике размеры тарифных ставок и должностных окладов жестко фиксируются центром, стимулирующие меры воздействия на персонал со стороны предприятий ограничены. Отсюда, уровень заработной платы в большей степени определяется не столько индивидуальными способностями работника и его квалификацией, сколько существующими в обществе политическими, отраслевыми, территориальными приоритетами развития народного хозяйства и возможностью получить доступ к престижным рабочим местам.

Специфические особенности дифференциации заработной платы присущи периоду, связанному с переходом от административной к рыночной экономике в современной России. Он несет на себе отпечатки как прежней, так и новой, формирующейся системы.

В настоящее время заработная плата в России отличается крайней дифференциацией. По величине общего неравенства в заработках Россия занимает одно из первых мест в мире. В российских условиях заработная плата тесно привязана к:

  • региону проживания работников – это важнейший фактор в силу высоких издержек миграции и низкой территориальной мобильности населения;
  • отраслевой принадлежности предприятий;
  • профессиональному статусу работников;
  • результатам финансово-экономической деятельности предприятий.

При установлении заработной платы российские работодатели в гораздо большей мере ориентируются на экономическое положение своих предприятий, чем на общегосударственные нормативы оплаты труда или на ситуацию на местном рынке труда.

Кроме того, на динамику оплаты труда в России сильно влияет нестабильность ВВП, национального дохода. Номинальная заработная плата представляет собой величину денежных средств, которые получает работник за свой труд, а реальная – тот набор товаров и услуг, который он может реально приобрести.

Вследствие нестабильности экономической ситуации в стране даже при росте номинальной заработной платы реальная практически не меняется, потому что уровень цен растет еще большими темпами. [4]

Изменение относительной заработной платы с возрастом также отличается от общемировых стандартов. По оценкам специалистов, полученных при сравнении заработков более опытных и менее опытных работников, в России рост заработной платы заканчивается уже к 35 годам, а работники наиболее продуктивных возрастов зарабатывают всего лишь на 30-40% больше, чем молодежь, тогда как в США это превышение достигает 2-2,5раза.

Отсюда можно сделать вывод, что российский механизм формирования заработной платы сильно деформирован. Все указывает на то, что значительная часть знаний и навыков, приобретенных старшими поколениями работников при прежней плановой системе, подверглась резкому моральному обесценению и что эти потери в человеческом капитале, по-видимому, уже никогда не будут восполнены.[5]

В российской экономике на протяжении большей части переходного периода минимальная заработная плата (МРОТ) поддерживалась на столь низком уровне, что ее влияние на функционирование рынка труда было едва заметным.

Одновременно это вело к тому, что работники с низкой потенциальной производительностью не выталкивались с рынка труда в экономическую неактивность, как это обычно бывает в других странах. Они сохраняли возможность работать, но из-за низкой производительности их оплата оказывалась крайне невысокой - во многих случаях значительно ниже официальной черты бедности.

Удержание в рядах рабочей силы огромной массы малопроизводительных, а значит, низкооплачиваемых работников было важным фактором, способствовавшим, с одной стороны, резкому падению производительности труда, а с другой – значительному увеличению неравенства в заработной плате.

Следствием высокого уровня неравенства в заработной плате сопровождается другой важной тенденцией - опережающим ростом реальной заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Высокий уровень неравенства в заработной плате, подстегивая высокий оборот рабочей силы, также способствует гонке зарплат. Кроме того, он дестимулирует инвестиции работодателей в подготовку кадров, поощряя взаимное переманивание работников. Результатом может становиться все тот же рост заработков, не компенсированный повышением производительности.[5]

Исходя из выше сказанного, для изменения сложившейся ситуации и установления дифференциации заработной платы на рынке труда, способствующей росту производительности труда и росту российской экономики в целом, необходимы комплексные усилия государства, предпринимателей, профсоюзов.

Основными направлениями дальнейшего реформирования заработной платы в России являются:

- Стремление уйти от уравниловки, но в то же время не допускать высокой дифференциации. Заработная плата должна находиться в прямой и строгой зависимости от условий и результатов труда. Кроме того, она должна соответствовать затраченным усилиям.

Люди мотивируются справедливым к себе отношением, и если вознаграждение соответствует затраченным усилиям, то производительность труда начинает расти. Такая политика позволяет значительно стимулировать трудовую деятельность, мотивировать работника к высокой производительности.

- Установление соответствия уровня оплаты труда общему уровню цен в стране. Это значит, что заработная плата должна превышать величину прожиточного минимума, в противном случае в результате инфляции и роста налогового бремени уровень жизни в стране снижается.

- Ослабление административных барьеров и сокращение издержек миграции ускорило бы переток рабочей силы из регионов с более низкой заработной платой в регионы с более высокой зарплатой.

Повышение оплаты в регионах-донорах и ее снижение в регионах-реципиентах привело бы к устранению межрегиональных различий и сокращению общего неравенства в оплате труда.

Необходимо отметить, что определенные шаги для решения выше названных вопросов уже делаются. Так в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы говорится:

«В целях совершенствования организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, обеспечить более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, со спецификой, качеством и результатами труда».

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская финансово-промышленная академия. – 2004;
  2. Заработная плата: учебник рабочего образования / МБТ. Женева, 1997;
  3. Рофе А.И. Экономика труда: учебник – М.: КНОРУС, 2010;
  4. Тюрина А.Д. Теория организации: конспект лекций – режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/o001/toc.htm;
  5. Владимир Гимпельсон, Ростислав Капелюшников «Заработная плата в России: эволюция и дифференциация» – режим доступа: http://www.cefir.ru/download.php?id=1565.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна