Особенности финансирования бюджетных учреждений здравоохранения

Как известно, создание системы финансирования здравоохранения, соответствующей задачам реформирования, состоянию и темпам экономического роста национальной экономики, представляет собой одну из актуальных проблем управления финансовыми ресурсами государства.

В международной практике сформировались три системы финансирования здравоохранения:

  • система финансирования здравоохранения за счет средств государственного бюджета, которая предполагает формирование доминирующей ответственности государства за состояние и развитие национального здравоохранения;
  • система финансирования здравоохранения за счет страховых взносов. Она основана на формировании и использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранения;
  • система финансирования здравоохранения за счет средств домохозяйств (частное страхование), при которой оплата любой медицинской услуги осуществляется за счет средств пациента в полном объеме. В этом случае инструментом развития национального здравоохранения выступает конкурентная среда.
Рисунок 1 - Финансовое обеспечение здравоохранения
современной России [5]
рисунок

Реформируя систему здравоохранения, Россия пошла по пути сохранения государственного сектора, развития частной медицины и введения медицинского страхования. Такое направление реформ было обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения (рисунок 1), получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.

При этом бюджетное финансирование здравоохранения в России осуществляется, с точки зрения распределения валового внутреннего продукта (ВВП) и совокупных бюджетных ресурсов, по остаточному принципу, как и в советское время, когда здравоохранение имело низкий приоритет при распределении бюджетных расходов (эта отрасль относилась к «непроизводственной сфере» экономики).

Результативность финансирования существующей системы здравоохранения наиболее адекватно может быть оценена на муниципальном уровне и, прежде всего, в отношении ЛПУ, являющихся объектом финансирования. В частности, несомненный интерес представляет действующая система финансирования бюджетных учреждений здравоохранения.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в редакции от 08.05.2010 N 83-ФЗ), бюджетное учреждение здравоохранения – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Бюджетное учреждение здравоохранения осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в сфере здравоохранения. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

В соответствии со статьей 82 Федерального «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], вступившего в силу с 1 января 2012 г., источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются:

  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
  • средства обязательного медицинского страхования,
  • средства организаций и граждан,
  • средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования,
  • иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Начиная с 1 января 2011 года финансирование учредителем бюджетных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидии на иные цели;
  • бюджетные инвестиции. (ст. 78.1 и 79 БК РФ).

Для бюджетных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС), существует еще одна форма финансирования из бюджета учредителя – перечисление трансфертов в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения.

Данная форма используется в субъектах Российской Федерации, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).[1, ст. 220.1]

Необходимо отметить, что система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения.

Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения - независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности.

Для оценки уровня финансирования ЛПУ и использования поступивших средств могут быть использованы следующие подходы:

  • анализ количественных показателей, формирующих доходы больницы;
  • характеристика всех источников финансирования;
  • определение факторов, влияющих на доходы и расходы учреждения.

С точки зрения оценки эффективности использования финансовых ресурсов, необходим экономический анализ расходов по статьям бюджетной классификации, издержек на услуги, соотношения затрат на лечение и обслуживание пациентов.

Проведение финансового анализа по представленной схеме позволяет оценить ресурсы учреждения, определить сильные и слабые стороны формирования и использования денежных средств, установить причины нецелевого использования.

Кроме того, результаты исследования могут служить основой разработки финансовой стратегии, направленной на укрепление позиций учреждения на рынке медицинских услуг, повышение качества обслуживания населения.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ);
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  3. Лясников Н.В., Дудин М.Н., Совершенствование организации рабочего места менеджеров лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности. / Журнал «ГлавВрач» №10, 2010.;
  4. Комягин А.В. Сущность и роль социально-экономических факторов, влияющих на функционирование и развитие системы муниципального здравоохранения. / Статья, 2011. – режим доступа: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2011/issue1/Komagin.pdf;
  5. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2005, N 1.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна