Финансирование как фактор устойчивого развития учреждения здравоохранения

Современная Россия стремится создать все условия для динамичного социально-экономического развития и достижения долгосрочной конкурентоспособности в мировой экономике.

Здравоохранение, являясь звеном в общественном производстве, обеспечивающим общественное здоровье и качество рабочей силы, не может не развиваться под действием формирующихся рыночных условий и новых механизмов хозяйствования.

Мы знаем, что для успешного формирования стратегических направлений развития любой отрасли должны учитываться все факторы, воздействующие на отрасль как на систему в целом, так и на отдельные ее звенья.

Ряд специалистов в области управления системами здравоохранения выделяют следующие факторы, воздействующие на систему здравоохранения в целом:

  • Экономические факторы – влияют главным образом на процесс распределения ресурсов в сфере охраны здоровья населения. К ним относятся уровень финансирования из различных источников, оплата труда медицинских работников, уровень доходов населения и т.п.;
  • Политико-правовые – политика в целом и конкретные программы в сфере государственного, регионального и муниципального здравоохранения, нормативно-правовая база и т.д.;
  • Технологические факторы – последние достижения и инновации в следующих областях: производства и оказания медицинских услуг, производства диагностического оборудования и лекарственное обеспечение, система управления в сфере здравоохранения;
  • Социальные факторы – тенденции изменения покупательского поведения, новые требования к образу жизни, заботе о здоровье, питании, культуре поведения. [4]

Выявить стратегические направления, позволяющие соблюсти баланс интересов населения, государства, самих медицинских учреждений с учетом выше перечисленных факторов – задача сегодняшнего дня.

Определение стратегических перспектив отдельных ЛПУ предполагает не только следование рыночным принципам управления с учетом специфики медицинской деятельности, но и учет тех факторов, которые реально воздействуют на конкретное ЛПУ.

Напомним, что здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший).

При этом наряду с государственными формами собственности и управления ЛПУ функционируют и другие структуры, действующие в данной отрасли. Поэтому при определении стратегии развития ЛПУ необходимо учитывать особенности сложившихся в ЛПУ отношений собственности и форм управления.

Следует иметь в виду, что различия в организационно-правовом статусе предполагают:

  • различия в своей социально-экономической основе;
  • наличие своего источника финансирования (государственная форма - из госбюджета; частная - средства покупателя; страховая - объединение части средств бюджета и покупателей);
  • различия в целях (государственная форма - охрана здоровья населения всего общества; частная - прибыль; страховая - их сочетание);
  • отличия в механизме реализации целей (в государственной системе - бесплатно, на основе непосредственно общественных связей; при частной - на основе товарно-денежных отношений; в страховой - на основе общественных и товарных связей).

Поскольку, термин «устойчивость» широко используется в естественных и точных науках для обозначения способности систем сохранять свое положение при воздействии разнообразных факторов, то устойчивость предприятия (организации) – это внутреннее состояние хозяйствующего субъекта, которое складывается под воздействием множества внутренних и внешних факторов.

Однако для динамических систем, к которым относятся хозяйственные системы ЛПУ, более применимо понятие «устойчивое развитие - стратегическая устойчивость ЛПУ», характеризующее динамические процессы.[3]

Стратегическая устойчивость ЛПУ проявляется в развитии через минимизацию потерь при неблагоприятных воздействиях внешней среды, а при благоприятных обстоятельствах - в способности к эффективному наращиванию своих активов, как материальных, так и нематериальных, что повышает выживание ЛПУ при неблагоприятных изменениях во внешней среде в будущем.

Основополагающими условиями стратегической устойчивости ЛПУ обычно считаются:

  • финансовая устойчивость – способность учреждения поддерживать долгое время планируемый уровень ликвидности и платежеспособности;
  • рыночная устойчивость - способность учреждения к продолжительному осуществлению деятельности на своих основных рынках;
  • кадровая устойчивость - способность к поддержанию низкого уровня текучести кадров;
  • технологическая устойчивость - способность к поддержанию и развитию современного уровня технологий.[3]

Как видим, и для здравоохранения как целостной системы и для отдельно взятого ЛПУ одним из основных факторов устойчивого развития является финансирование и финансовая устойчивость, грамотное и умелое управление финансовыми ресурсами.

Общеизвестно, что финансовое состояние организации, ее устойчивость и стабильность зависят от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение организации.

Устойчивое финансовое состояние является итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности организации.

В свою очередь, устойчивое финансовое положение оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.

Именно поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности ЛПУ должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ);
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  3. Лясников Н.В., Дудин М.Н., Совершенствование организации рабочего места менеджеров лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности. / Журнал «ГлавВрач» №10, 2010.;
  4. Комягин А.В. Сущность и роль социально-экономических факторов, влияющих на функционирование и развитие системы муниципального здравоохранения. / Статья, 2011. – режим доступа: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2011/issue1/Komagin.pdf;
  5. Симоненко А.М. Совершенствование финансирования здравоохранения Российской Федерации // Медицинское право, 2005, N 1.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна