Методика и основные показатели экономического анализа

Традиционно различают общую и частные методики экономического анализа. Общая методика – это система исследования, которая в одинаковой мере используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую методику применительно к определенным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.[2]

Кроме того, к традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы организации; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты и доступны для практического применения.

Более сложными считаются методические приемы, требующие специальных знаний и подготовки: статистические и экономико-математические.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др.

Экономико-математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Какие бы приемы ни использовались, любая методика, содержит наказ или методологические советы по проведению экономического анализа и включает следующие элементы:

  • определение задач и формулировку целей анализа;
  • определение объектов анализа и потребителей информации;
  • выбор системы показателей и моделирование их взаимосвязей;
  • советы по последовательности проведения анализа;
  • выбор способов исследования, технических приемов и средств;
  • подготовку источников информации для проведения анализа. [3]

В экономическом анализе используются самые разнообразные показатели. Все множество экономических показателей, которыми измеряется хозяйственно-финансовая деятельность организации, можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

  • стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей;
  • количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;
  • объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений. [1]

Стоимостные показатели относятся к наиболее распространенным. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений. Большое значение в настоящее время приобретают показатели, характеризующие качество работы организации.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени.

Относительный показатель получают делением одной величины на другую (одного абсолютного числа на другое). Если разделить текущее значение показателя на базисное, мы получим простое отношение, называемое часто коэффициентом. Умножив частное на 100, получим процентное отношение.

Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана, изменения показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения цен, производительности труда и др.).[1]

Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Показатель структуры (удельный вес) - показывает относительную долю составного элемента в общей сумме.

Абсолютный прирост – это разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные). Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение показателей, а базисный абсолютный прирост – изменение нарастающим итогом.

Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению:

  • с предыдущим уровнем при цепном способе;
  • с начальным уровнем при базисном способе.

Между цепным и базисным абсолютным приростом существует взаимосвязь – сумма цепных дает соответствующий базисный абсолютный прирост. За весь период, описываемый рядом, абсолютный прирост выразится как разность между последним и первым уровнем ряда. Абсолютный прирост может быть как положительным, так и отрицательным и обязательно имеет единицы измерения и размерность.

Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя. Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста).

Цепной способ характеризует последовательное изменение, а базисный способ – изменение нарастающим итогом. Между цепными и базисными темпами роста существует взаимосвязь – произведение цепных темпов роста дает соответствующий базисный темп роста. Темп роста может выражаться в коэффициентах или в процентах.

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:

  • с предыдущим уровнем ряда при цепном способе;
  • с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.

Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился или уменьшился текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным). Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год и др.

Кроме абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.

Каждый из рассмотренных показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Рассмотренные отдельно, они имеют определенную ограниченностью, но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей.

Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность организация в той или иной области и работу организации в целом.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 529 с.;
  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., искр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 330 с.;
  3. Толпегина О.А. Экономический анализ: Учебный курс (учебно-методический комплекс) – режим доступа: http://www.e-college.ru.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна