Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Управление государственным долгом

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит (или недостаток). Как правило, бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Различают циклический и структурный дефицит государственного бюджета. Циклический дефицит связан с автоматическим уменьшением налоговых поступлений и увеличением государственных расходов в результате спада в экономике. Структурный дефицит государственного бюджета - это разница между доходами и расходами бюджета в условиях полной занятости (полная занятость достигается специальной дискреционной политикой правительства).

Фактическая величина дефицита бюджета – это сумма циклического и структурного дефицита.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков и складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит» и является пассивной формой государственного кредитования: государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами являются физические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации и казначейские векселя).

Совокупность выдаваемых государством ценных бумаг определяет величину государственного долга, который может быть:

  • текущим – его погашение и выплата процентов происходит в рамках установленного срока;
  • капитальным – выплаты по долгу переносятся на более поздние сроки (реструктуризация долгов, дефолт и др.).

Государственные ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков:

  • по форме организации эмиссии: документарная и бездокументарная;
  • по срокам обращения: краткосрочные (предполагают обращение на срок до одного года), среднесрочные (от года до пяти), долгосрочные (обращаются более пяти лет);
  • по способу выплаты дохода: процентные, дисконтные, выигрышные, смешанные;
  • по способу обращения: рыночные (свободно обращаются на вторичном рынке) и нерыночные (обращаются только между эмитентом и инвестором).

Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • обслуживание и погашение государственного долга;
  • выпуск и размещение новых облигационных займов;
  • поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
  • регулирование рынка государственного кредита;
  • выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк. Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами ее развития.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна