Совершенная конкуренция и ее признаки. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

Совершенная конкуренция – это тип конкуренции, при котором фирмы не обладают властью над рынком. Продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены, единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства. Отсюда совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.

Для существования совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих условий:

  • большое количество относительно мелких производителей и покупателей;
  • абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;
  • полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;
  • абсолютная однородность одноименных товаров;
  • ни один участник совершенной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.

В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс, что означает абсолютную эластичность спроса. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции.

Если говорить о конкурентной фирме, действующей в краткосрочном периоде, то для нее возможны три принципиальных варианта поведения:

  • производство ради максимизации прибыли;
  • производство ради минимизации убытков;
  • прекращение производства.
рисунок

Максимизация прибыли имеет место, когда цена превышает величину средних совокупных издержек (Р > ATCmin). Поскольку цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек (ATCmin), поэтому принципиально возможно получение прибыли.

Минимизация убытков реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек (ATCmin > P > AVCmin). Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P > AVCmin), предприятие прекращает производство продукции. Данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара.

Выбор принципиального варианта поведения представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены: MR = MC = P (предельный доход равен предельным издержкам и равен цене товара на рынке). Это и есть условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

Другие статьи по данной теме:


Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна