Статистика финансов предприятия (организации): примеры решения задач

Рассматривая термин «финансы» в широком смысле слова, как объединяющий две относительно самостоятельные науки о финансах – государственные финансы и финансы предприятий, необходимо раскрыть значение последнего термина.

Под финансами предприятия (денежным хозяйством предприятия) следует понимать систему денежных отношений по формированию и использованию денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия для осуществления производственной и инвестиционной деятельности с целью укрепления конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса.

Финансовые отношения предприятия (организации) разделяют на:

  • вешние – это финансовые отношения с другими предприятиями, с банками, страховыми компаниями, с государством и др.;
  • внутренние финансовые отношения.

Финансовые отношения внутри предприятия возникают вследствие образования доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения для удовлетворения потребностей производственного и потребительского назначения.

Статистика финансов предприятия (организации) изучает объем, структуру источников формирования денежных средств и направления их использования; анализирует состояние и динамику финансовых показателей предприятия (издержки, рентабельность, ликвидность, финансовую устойчивость и др.); совместно с эконмическим анализом предприятия, дает оценку финансового состояния.

Статистический анализ финансового состояния предприятия (организации) основан на широком использовании следующих методов и приемов экономической статистики: метод группировки и исследование рядов динамики; индексный метод; метод корреляционно-регрессионного анализа и др.

Примеры решения задач по теме «Статистика финансов предприятия (организации)»

Задача 1. По данным отчетности торговой организации за период сумма торговых наценок составила 3500 тыс. руб., сумма издержек обращения – 1200 тыс. руб., прибыль от неторговой деятельности – 280 тыс. руб., потери от списания дебиторской задолженности – 3 тыс. руб., прочие убытки – 1 тыс. руб., сумма розничного товарооборота за этот период – 17860 тыс. руб.

Определить: 1) прибыль от реализации; 2) налогооблагаемую прибыль; 3) уровень издержек обращения.

Решение

1. Для определения прибыли от реализации продукции к сумме розничного товарооборота прибавим сумму торговых наценок. Затем вычтем сумму издержек обращения и потери от списания дебиторской задолженности.
П = 17860 + 3500 – 1200 – 3 = 20157 тыс. руб.

2. Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо к прибыли от реализации прибавить внереализационную прибыль. Последнюю находим как разность прибыли от неторговой деятельности и прочих убытков.
Пнал = 20157 + (280 - 1) = 20436 тыс. руб.

3. Далее находим уровень издержек обращения как процентное отношение суммы издержек обращения к налогооблагаемой прибыли.
Уи = 1200:20436*100 = 5,87%.

Задача 2. Имеются следующие данные по производству и реализации продукции предприятия:

Вид продукции Затраты на производство и реализацию, млн. р. Прибыль от раелизации продукции, млн. р.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 480 520 140 200
Б 220 170 60 50

Определить: 1) рентабельность по каждому виду продукции и в целом по предприятию в базисный и отчетный период, абсолютный прирост рентабельности;
2) абсолютное изменение прибыли предприятия в целом и по факторам. Сделайте выводы.

Решение. Для решения дополним предложенную таблицу:

Вид продукции Затраты на производство и реализацию, млн. р. Прибыль от раелизации продукции, млн. р.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
А 480 520 140 200
Б 220 170 60 50
Итого: 700 690 200 250

1. Зная, что рентабельность реализованной продукции находят как отношение прибыли от реализации к затратам (r =П/z), определим рентабельность по каждому виду продукции в базисном периоде:
для продукции А: rА= 140/480 ≈ 0,29 = 0,29*100% = 29%;
для продукции Б: rБ= 60/220 ≈ 0,27 = 0,27*100% = 27%.

2. Аналогично определим рентабельность по каждому виду продукции в отчетном периоде:
для продукции А: rА= 200/520 ≈ 0,38 = 0,38*100% = 38%;
для продукции Б: rБ= 50/170 ≈ 0,29 = 0,29*100% = 29%.

3. Далее находим рентабельность реализованной продукции в целом по предприятию в базисный и в отчетный период и абсолютный прирост рентабельности:
в базисный период: r0 = 200/700 ≈ 0,2857 = 0,2857*100% = 28,57%;
в отчетный период r1 = 250/690 ≈ 0,3623 = 0,3623*100% = 36,23%.
Абсолютный прирост рентабельности составил: ∆r = r1- r0 = 36,23-28,57= 7,66%.

4. Определим абсолютное изменение прибыли предприятия в целом и по факторам:
∆П = П1-П0 = 250-200= 50 млн. р. – произошло увеличение прибыли предприятия в отчетном периоде;
∆П(r) = (r1-r0)*z1/100 = (36,23-28,57)*690/100 ≈52,85 млн. р. – изменение прибыли за счет увеличения рентабельности;
∆П(z) = (z1-z0)*r0/100 = (690-700)*28,57/100 ≈ -2,85 млн. р. – изменение прибыли за счет снижения затрат.
Делаем проверку: ∆П = ∆П(r)+ ∆П(z) = 52,85+ (-2,85) = 50 млн. р.

Вывод: в отчетном периоде произошло увеличение прибыли от реализации продукции на 50 млн. р., что стало следствием увеличения рентабельности реализованной продукции на 7,66%.

В свою очередь, рентабельность реализованной продукции в целом по предприятию увеличилась, в основном, за счет увеличения рентабельности продукции А на 38-29=9% и доли этой продукции в затратах на производство с (480/700)*100=68,57% до (520/690)*100=75,36%.

Список использованных источников

  1. Белобородова С.С. и др. Теория статистики: Типовые задачи с контрольными заданиями. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001;
  2. Богородская Н.А. Статистика финансов: Учеб. пособие/СПбГУАП. СПб., 2004;
  3. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005;
  4. Яковлева А.В. Экономическая статистика: http://www.be5.biz/ekonomika/s006/toc.htm




Делопроизводство
Этика и психология делового общения
Методы исследования


2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна