Перспективы развития экономического пространства России и влияния государства на движение населения

Перспективы развития России в целом и ее регионов обусловлены, в первую очередь, базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития.

Особенностью развития нашей страны является повышенная роль факторов «первой природы» (природные ресурсы, географическое положение), прежде всего – обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, в большинстве случаев работают как барьеры развития.[3] Россия отличается:

  • малочисленностью городов, особенно крупных с населением более 200 тыс. чел. (90 из 1090 российских городов), поэтому агломерационный эффект проявляется слабо, за исключением крупнейшей агломерации - федеральной столицы;
  • неразвитой инфраструктурой и удаленностью от транспортных путей большей части территории страны;
  • снижением качества человеческого капитала и депопуляцией – по данным специалистов максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста - период 2010-2014 годов (среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. 300 тысяч человек). В следующем пятилетии оно составит в среднем 1 млн. 246 тысяч;
  • плохими институтами, призванными способствовать улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространения инноваций и др.

Все факторы и барьеры носят долговременный характер, пространственное развитие очень инерционно, поэтому ждать быстрых и кардинальных перемен не приходится. Задача сегодняшнего дня – выход из кризиса, начавшегося осенью 2008 году, который проявился в регионах России с разной силой. Динамика промышленности за 2009 год и начало 2010 г. различалась от тридцатипроцентного спада до сорокапроцентного роста при среднем спаде по России в 9%.

Менее всего кризис затронул слаборазвитые и высокодотационные регионы, в легальной экономике которых преобладает сектор бюджетных услуг, стабильно финансируемый за счет федеральных трансфертов. Более стабильной была динамика промышленного производства на Дальнем Востоке.

В среднеразвитых регионах глубина кризисного спада определялась структурой экономики, сильнее всего пострадали регионы машиностроительной и текстильной специализации, все они расположены в Европейской части страны. Их неконкурентоспособная промышленность, производящая продукцию для внутреннего рынка, выходит из кризиса очень медленно.

Среди развитых регионов, которые сильнее интегрированы в глобальную экономику, ранее всего испытали сильный кризисный спад (до 35-40%) регионы металлургической специализации. Но они быстрее восстанавливались в 2009 г. благодаря улучшению мировой конъюнктуры на рынке металлов.

Спад в развитых регионах с диверсифицированной экономикой в целом был более умеренным, к середине 2010 года его удалось почти полностью преодолеть. Ведущие регионы нефтедобычи – самые благополучные по динамике промышленности, в них спад был минимальным, а в регионах с новыми проектами по добыче нефти и газа продолжался рост, в том числе в Сахалинской области - на 38% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Наиболее кризисными (по темпам промышленного спада и динамике роста безработицы) оказались регионы Поволжья, Урала и Центра. В этих регионах не произошло кризисной санации неэффективных рабочих мест, поскольку власти всех уровней стремились не допустить роста социальной напряженности и всеми средствами (финансовой помощью, административными запретами) пытались сохранить занятость на промышленных предприятиях.

В результате уровень скрытой безработицы (неполная занятость и занятость на общественных работах) в этих регионах превышал официально регистрируемую безработицу.

В целом наибольший кризисный спад в реальном секторе экономики испытали монопрофильные регионы, зависящие от конъюнктурных колебаний спроса и мировых цен на сырье и полуфабрикаты, а также регионы с не реформированной и неконкурентоспособной обрабатывающей промышленностью, расположенные в основном в Европейской России.

В условиях восстановительного роста после кризисного спада 2008-2009 гг. и депопуляции населения страны, усиливается необходимость управления спросом и предложением рабочей силы через факторы их развития.

Неоднородность демографического и социально-экономического пространства России предопределяет формирование социально-экономической политики с учетом особенностей мобильности рабочей силы, хозяйственной специализации региона, территориальной сегментации рынка рабочей силы. Роль государства здесь является решающей.

В качестве ориентира для органов государственной власти, органов местного самоуправления в Российской Федерации при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и т.п. в 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В соответствии с принятыми концепциями должны быть реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития:

  • снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, оказание государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей;
  • профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышение их конкурентоспособности на рынке труда;
  • популяризация здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации;
  • осуществление программы сокращения рабочих мест с вредными (опасными) для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
  • реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала мер по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию мер, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка;
  • в целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

Стратегия в сфере миграции населения России должна создавать рамки для решения трех основных задач:

  • замещению естественной убыли и соответствующему увеличению численности граждан России, в первую очередь, за счет русскоговорящего населения стран - бывших союзных республик;
  • в условиях надвигающегося дефицита труда, вызванного сокращением приростов трудоспособного населения, привлечению трудовых мигрантов, прежде всего, из государств ближнего зарубежья;
  • созданию условий для преимущественного расселения мигрантов в районах, важных в геополитическом отношении, т.е. в основном, на приграничных территориях.

В результате реализации рассматриваемой государственной политики предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост. К 2016 году предполагается:

  • стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек;
  • увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
  • увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
  • уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

К 2025 году предполагается:

  • обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  • обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Библиотека учебной и научной литературы – режим доступа: http://sbiblio.com;
  2. Ганич Я.В., Огий О.Г. Рынок труда: Учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006;
  3. Кошелев А. Н. Национальная экономика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008;
  4. Ершов, Ю.С. Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы / Ю.С. Ершов, Н.М. Ибрагимов, Л.В. Мельникова // Регион: экономика и социология. – 2006.-№ 4;
  5. Наталья Зубаревич. Социально-экономическое развитие регионов России к 2020 г. - режим доступа: http://russia-2020.org/ru;
  6. Миграция населения в города и этнические процессы. Г.И.Касперович. Минск. Наука и техника 1985 г;
  7. Орешкин, В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / В. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения.– 2004.-№ 3.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна