Понятие, сущность и основные принципы обеспечения охраны труда

Как известно, охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья наемных работников во время их профессиональной деятельности.

Основная цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, сформулирована и закреплена законом в Трудовом кодексе РФ (гл. 33-36).

Основной принцип достижения этой цели – системность и всеобщность различного рода мероприятий, в качестве основных групп которых Трудовым кодексом РФ выделены правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Возможность получения в процессе труда заболевания и (или) травмы, включая смертельную, имеет свои дополнительные к медико-биологическим последствиям (увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Это и есть опасности труда, как социального отношения.

К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и (или) получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Потеря возможности устроиться на работу, зарабатывать наемным трудом средства на жизнь – серьезная социальная опасность не только для самого работника и находящихся на его иждивении членов семьи, но и для общества в целом.

Кто будет кормить, неспособного прокормиться своим трудом? В общенародном государстве советского типа ответ был элементарен – государство, т.е. все и никто одновременно. В условиях рыночной экономики с ее идеологией индивидуализма и персонифицированной собственностью этот механизм социальной защиты не работает.

Исходя из законов рыночной экономики, вправе разумно говорить о том, что платить пострадавшему (или членам семьи погибшего) должен виновник происшедшего и (или) собственник объектов, причинивших этот вред. [7]

Кто же виноват в том, что работнику причинен вред? В принципе, виновником является работодатель, ибо не возьми он работника на работу, то вся жизнь последнего пошла бы по-другому и данный вред не был бы причинен. Именно поэтому в большинстве развитых стран мира травмы, полученные во время движения на работу и с работы, признаются связанными с производством, и вред, нанесенный ими, должен быть компенсирован.

Более того, работодатель, заключая договор о найме с работником, фактически «покупает» его способность работать – рабочую силу. Но раз он является своеобразным собственником рабочей силы на время выполнения работником своих трудовых обязанностей по договору, то он должен в полном объеме отвечать за «сохранность» и последствия «повреждения» своей «собственности» – наемного работника.

Однако такой подход может стать разорительным для работодателя, особенно мелкого. Учитывая, что наступление вреда носит не всеобщий и не обязательный характер, а относительно единичный, случайный характер, наилучшим способом удовлетворить интересы всех трех сторон – общества, работника, работодателя является социальное страхование работников по вышеописанным рискам.

Кроме того, юридический факт причинения вреда работнику должен быть доказан, признан, оценен и только после этого по нему должна быть выплачена компенсация.

Поэтому вред, требующий компенсации, должен быть:

  • во-первых, социально значимым, т.е. достаточно серьезно нарушающим трудовые отношения работник - работодатель и препятствующим сохранению существовавшего до нанесения вреда статус-кво;
  • во-вторых, реально связанным с действиями работника по выполнению своих обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора с работодателем.

Из выше сказанного возникает юридическое понятие «производственной травмы» (несчастного случая на производстве) и «профессионального заболевания». Только эти (серьезные по своей медицинской и социально-экономической сущности) явления подлежат компенсации, которая по сути является ущербом для работодателя.

Отсюда стремление уменьшить этот ущерб либо (в легальном поле) серьезно занимаясь охраной труда, либо (в нелегальном поле) «пряча» от общества и государства либо наличие трудовых отношений, либо факты травмирования и (или) профессионального заболевания.

Поскольку каждый пострадавший, лишившись работоспособности, должен или умереть от голода или получить компенсацию, то общество в лице государства не может не ввести систему регулирования обществом трудовых отношений работника и работодателя в сфере безопасности наемного труда – охрану труда.

Именно поэтому охрана труда является элементом социальной политики общества и государства, именно потому она входит составной частью в трудовое право, именно поэтому основное положение охраны труда – обеспечение безопасных и здоровых условий труда – является одним из основных конституционно закрепленных прав каждого гражданина Российской Федерации.

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий. Они включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.

Первый и фундаментальный принцип охраны труда – предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.

Второй фундаментальный принцип охраны труда – готовность к защите пострадавших . Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности. Этот принцип играет исключительную роль в охране труда и реализуется в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Как определение безопасности неразрывно связано с понятием недопустимый риск, так и охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерства работодателя и работников по охране труда. В эти мероприятия должны входить и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд.

Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме социальной защиты работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

  • компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
  • возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
  • реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Рисунок 2 - Структура законодательной и нормативной документации и по охране труда в Российской Федерации[5]
рисунок

Необходимо отметить, что на указанных принципах строится государственная политика в области охраны труда.

Структура законодательной и нормативной документации по охране труда в Российской Федерации представлена на рисунке 2.

К основополагающим документам в области охраны труда относятся Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законы об охране труда субъектов Российской Федерации, а также указы Президента и постановления Правительства по вопросам охраны труда.

Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована статьей 216 «Государственное управление охраной труда» ТК РФ, которая предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Оперативное повседневное непрерывное государственное управление охраной труда на федеральном уровне реализуется через деятельность Отдела политики охраны труда Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России.

Организация охраны труда конкретного предприятия – обязанность работодателя, поскольку именно на него, в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ, возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников предприятия.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ, гл. 33-36.;
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ;
  3. ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;
  4. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  5. Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства): Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.;
  6. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие / П.П.Кукин и др. – М.: «Высшая школа», 2002.;
  7. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Владивосток, 2007
  8. Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда, Москва МОТ, 2011.;
  9. Информационный сайт: Международная организация труда ООН в России: www.unrussia.ru.

Изучение человеческого развития
Институциональная экономика
Национальная экономика
Региональная экономика
Экономика здравоохранения
Экономика труда
Экономика фирмы
Экономическая теория




2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна